Ромек В.Г. Понятие уверенности в себе в современной социальной психологии // Психологический вестник Ростовского государственного университета. 1996. Т. 1. 1-2. С. 132-146.
Феномен уверенности в себе оказался вне сферы внимания русской и советской психологии. Систематические исслеования уверенности в себе русскими исследователями не предпринимались, если не считать ограниченную рамками межинститутского сотрудничества работу немецкого психолога Б.Безади (Гумбольт-университет в Берлине, ГДР) в Институте им. В. М. Бехтерева с программой тренинга уверенности для больных с невротическими расстройствами /2/. Лишь косвенно фактор уверенности учитывался до сих пор в русских исследованиях коммуникативного поведения (например, в исследованниях Куницыной В.Н.). Русскоязычная литература по этой проблеме практически отсутствует, и если не принимать во внимание некоторые работы иностранных авторов, переведенные на русский язык и опубликованные незначительными тиражами /см. напр. 1; З; 4/, то можно считать, что уверенность в себе остается "темным пятном" на палитре интересов русских психологов.
Конечно, к этому есть политические, социальные и пр. причины.
Косвенно это подтверждается тем, что в англо- и немецкоязычном пространстве проблема уверенности исследуется уже более 50-ти лет и не потеряла за это время своей актуальности.
Данная статья имеет целью с критических позиций русского психолога частично восполнить этот пробел и попытаться сформулировать собственное, менее формальное и более содержательное понимание уверенности. Собственное определение уверенности дается с целью проведения последующего межкультурного (в широком смысле) исследования уверенности в себе. Соответственно этой цели определение уверенности должно иметь некий надкулыурный характер и в равной степени соответствовать уверенности представителей самых разных культур и слоев населения.
Собственному определению уверенности предшествует краткий обзор уже существующих подходов.
Важнейшие подходы к определению уверенности.
В Америке проблема уверенности серьезно заинтересовала психологов еще в 40-е годы, когда психолог и психотерапевт Андре Сальтер начал работать с заторможенными и затрудненными в контактах клиентами на основе достижений русской психо(физио-)логии. В качестве базы для своих рассуждений Сальтер выбрал теорию Павлова, а именно: представления Павлова о балансе процессов возбуждения и торможения в нервной системе.
Итак, "эксцитаторная", уверенная в себе личность, по Салыеру /10/, имеет следующие характеристики:
- Эмоциональность речи (feeling talk) : открытое, спонтанное и подлинное выражение в речи всех испытываемых чувств;
- Экспрессивность и конгруэнтность поведения и речи (facial talk) : ясное проявление чувств в невербальной плоскости и соответствие между словами и невербальным поведением;
- Противостоять и атаковать (contradict and attack) : как прямое и честное выражение собственного мнения, без оглядки на окружающих;
- Использование местоимения "Я" (deliqerate use of the word "I") :как выражение того факта, что за человек стоит за словами, отсутствие попыток спрятаться за неопределенными формулировками;
- Принятие похвалы (express agreement, when you аге praised) как отказ от самоуничижения и недооценки своих сил и качеств;
- Импровизация как спонтанное выражение чувств и потребностей, повседневных забот, отказ от чрезмерной предусмотрительности и планирования.
Некоторые пункты этого перечня (открытое выражение чувств, использование местоимения "Я") стали впоследствии общим местом множества тренинговых программ, классическими приемами терапии неуверенности.
Хотя в характеристиках уверенности Сальтера очень многие исследователи /напр. 15/ обнаруживают существенные противоречия и внутреннюю теоретическую несогласованность, в качестве момента истории описание Сальтером "эксцитаторной", уверенной в себе личности представляет несомненный интерес.
Идеи Сальтера о "центральном" характере регуляции неуверенности подхватил Вольпе, предположивший (и доказавший), что немалую роль в возникновении неуверенности играет социальный страх. Однажды возникнув, страх подкрепляется по законам научения и легко иррадиирует, переносится на социальные ситуации, по каким-либо параметрам схожие с той, которая его вызвала. В последующем "боязливые" реакции и стратегия избегания "страшных" ситуаций генерализуется и становится одной из важных черт личности. Социальный страх проявляется в самых различных формах и самых разных ситуациях. Однако при возникновении неуверенности наиболее важны страхи, которые касаются межличностных ситуаций и коммуникаций /12/.
Это: страх критики; страх быть отвергнутым; страх оказаться в центре внимания; страх показаться неполноценным; страх начальства; страх новых ситуаций; страх предъявлять претензии или не суметь отказать в требовании; страх не суметь сказать "нет".
Хотя многие положения Вольпе не раз подвергались критике, участие негативных эмоциональных процессов в возникновении неуверенности никем в настоящее время не оспаривается.
Сам же Вольпе в более поздних работах пришел к выводу, что эмоциональные процессы в существенной мере определяются когнитивными, и что суть неуверенности невозможно понять (и изменить) без учета сложного взаимодействия процессов разного уровня /1 З; 14/.
Коротким письмом (всего две страницы) в журнал "Терапия поведения" Арнольд Лазарус /8/ положил начало новой линии в развитии представлений об уверенности. Лазарус настаивал на том, что уверенность по существу представляет собой комплексную характеристику, включающую в себя когнитивные, эмоциональные и поведенческие компоненты.
Предшествовали этому письму многочисленные исследования, показавшие, что распознать уверенность по чисто поведенческим проявлениям чрезвычайно сложно (или невозможно). В смешанной группе внешние, специально подготовленные наблюдатели часто не могли найти поведенческих различий между уверенными и неуверенными. Существенным оказались не столько поведенческие (формальные) проявления, сколько когнитивные процессы - восприятие и оценка социальной ситуации и себя самого в этой ситуации. Различного рода страхи стали понимать как процесс, сопровождающий и детерминированный когнитивными механизмами.
Однако и до сих пор многие авторы некритично смешивают формальные (уверенное поведение) и содержательные (уверенность в себе + чувство уверенности) моменты. Определенную роль в этом, возможно, сыграло то, что исследование и описание формальных характеристик уверенности предшествовало по времени содержательному анализу или же то, что формальный анализ оказался более простым и легко операционализируемым процессом.
Формальные характеристики уверенности в себе.
По существу, определение уверенности по формальным признакам сводится
- либо к выделению отличий уверенного поведения от двух его антиподов - агрессивного и неуверенного,
- либо к составлению перечней социальных ситуаций, с которыми должен уметь справляться уверенный в себе человек,
- либо к составлению перечня навыков, которыми уверенный в себе человек должен обладать.
Два последних способа очень близки друг к другу, поскольку за каждым социальным навыком стоит определенная социальная ситуация/класс ситуаций, предъявляющая запрос к человеку и требующая от него определенных поведенческих навыков.
Формальные признаки уверенности.
Относительно формальных признаков уверенного поведения больших разногласий нет. Ставшая классической схема отличий уверенности, неуверенности и агрессивности Lange, A.J. & Jakubowski, Р. /7/ повторена во множестве книг и другими авторами модифицируется лишь в незначительной степени /см. 4/. Современные представления об операциональных характеристиках уверенного поведения проще всего предtтавить в таблице 1. Опусrив описание экстремальных проявлений формальных характеристик, типичных для агрессивного и неуверенного поведения, в ней мы представили характеристики собственно уверенного поведения.
Формальные переменные | Уверенное поведение |
Характеристики речи | Использование местоимения Я Открытое и прямое выражение в речи чувств, желаний и требований Ясная и однозначная аргументация Простые речевые конструкции |
Дистанция общения | Оптимальная, соответствующая нормам данной культуры |
Контакт глаз | Устойчивый, но не постоянный |
Громкость голоса | Достаточно громко, чтобы собеседник в данных условиях мог услышать |
Паузы | Умение держать паузу, молчать в случае необходимости |
Жестикуляция | Сдержанная. Жесты подчеркивают смысл сказанного |
Поза | Расслабленная |
Эмоциональное состояние | Спокойствие, релаксация |
Таблица 1. Формальные признаки уверенности.
Перечни ситуаций, с которыми справляется уверенный человек.
Второй подход к определению уверенности с формальных позиций дал более неоднородные результаты. Фактически речь шла о составлении более или менее обобщенного меню ситуаций повседневной жизни, с которыми человек или группа индивидов сталкивается в ходе жизни и овладение которыми существенно важно для них. Полученные таким образом перечни обрабатывались (или не обрабатывались) с использованием математических процедур (факторный анализ), подвергались (или не подвергались) внешней экспертной оценке. В результате появились перечни самого разного уровня обобщенности, которые часто были довольно обширными. Несмотря на то, что в такого рода перечнях собран огромный материал, это мало что дает исследователям уверенности.
Перечни ситуаций должны быть тем или иным образом классифицированы. Хорошим, как казалось, критерием для этого могут служить социальные навыки, которых требует от человека та или иная ситуация. Результатом как эмпирических, так и теоретических обобщений на этой основе стали перечни навыков уверенного поведения, которые фактически являются измененной формой перечней ситуаций и получаются в результате простого перефразирования. Однако такое перефразирование имеет определенные преимущества. Зафиксированный в перечне навык уверенного поведения имеет отношение к целой группе или классу ситуаций и в этом смысле с перечнями навыкqв проще достичь ясных диагностических результатов.
Перечни навыков, которыми обладает уверенный человек.
Классическим перечнем навыков может служить перечень А. Лазаруса, приведенный в уже упомянутой статье. По Лазарусу, уверенный в себе человек должен обладать:
- способностью открыто говорить о своих желаниях и требованиях;
- способностью сказать "Нет";
- способностью открыто говорить о своих позитивных и негативных чувствах;
- способностью устанавливать контакты, начинать и заканчивать разговор;
Однако, существуют и более обширные перечни.
Недостатки формального подхода к определению уверенности.
Главный недостаток определения уверенности по формальным критериям заключается в том, что построенные на формальных критериях определения очень специфичны. Это значит, что такие определения верны лишь в определенной социальной ситуации.
Некоторые социальные ситуации и требуемые в них социальные навыки теряют общественную актуальность. Социальные нормы уверенного поведения меняются, и перечень навыков нужно переписывать заново.
Лишь некоторые характеристики навыков (например, интенсивность контакта глаз) более или менее константны, но и они, вероятнее всего, специфичны в отношении культуры. Это значит, что определения и способы диагностики уверенности, построенные по формальным критериям, культурноспецифичны, т.е. применимы только в той культурной среде, для которой они созданы.
Опросники, созданные на основании формального подхода, часто оказываются неприменимы в другой стране.
Содержательные характеристики уверенности в себе.
Результатом дальнейшего развития представлений об уверенности стало то, что уверенность перестала пониматься исключительно как социальный страх или как поведенческая проблема, как недостаток или ошибочное использование поведенческого репертуара. Уже Лазарус указывал , на необходимость принимать во внимание различные независимые друг от друга плоскости регуляциии поведения в рамках "мультимодальной терапии поведения".
В 1971 году Рюдигер и Рита Ульрихи предложили определение уверенности, которое, несмотря на многие недостатки, до сих пор многократно цитируется и используется в качестве базового практически во всех программах тренинга уверенности.
Под уверенностью в себе Ульрихи понимают "способность индивидуума ( ... ) предъявлять требования и запросы во взаимодействии с социальным окружением и добиваться их осуществления. К уверенности так же относится способность разрешать себе иметь запросы и требования (установки по отношению к самому себе), осмеливаться их проявлять (свобода от социального страха и заторможенности) и обладание навыками их осуществления (социальные навыки)" /11, с. 121/.
Постепенно исследователи пришли в к выводу, что существенную, если не ключевую, роль в уверенном поведении играют когнитивные процессы, а именно: установки по отношению к самому себе, позитивная оценка собственных навыков и их эффективности. Причем уверенность в себе зависит не столько от восприятия и оценки ситуации или партнеров, сколько от оценки собственной способности справиться с этой ситуацией или же в будущем приобрести эту способность.
В ряде экспериментов было показано, что оценки внешних проявлений поведения менее информативны в плане диагностики уверенности, чем самооценки и анализ когнитивных процессов.
Альберт Бандура /5/ предложил теорию "self efficacy", веры в само-эффективность, в соответствии с которой вера человека в то, что в конфликтной ситуации он сможет вести себя эффективно, существенно влияет на его реальной поведение. Оценка веры в эффективность может многое дать предсказанию и объяснению реального поведения. Предположения Бандуры были проверены во множестве строгих психологических экспериментов применительно к страху змей, пауков (классические эксперименты) и в прочих ситуациях.
Позже Фон Берг и Циммер /6/ проверили предположение о взаимосвязи между уверенностью в себе и верой в эффективность.
Уверенные в себе имели значимо большую веру в эффективность и свое фактическое поведение оценивали как более уверенное. Различие между ожидаемым уверенным поведением и реальным поведением у уверенных в себе было значимо ниже, чем у неуверенных как по самооценкам, так и по оценкам экспертов.
В двух экспериментах Роземария Миельке /9/ предприняла попытку проверить взаимосвязь между концептом веры в эффективность и сложным социальным поведением: навыками публичного выступления и способностью настоять на своем в групповой дискуссии. Поскольку обе группы навыков могут быть отнесены к навыкам уверенного поведения, то косвенно в экспериментах Миельке также исследовалось влияние веры в эффективность на поведенческую составляющую уверенности и применимость концепта веры в эффективность к комплексным стереотипам уверенного поведения.
Хотя автор и не обнаружила достаточно четкой связи между верой в эффективность и реальным поведением (что в некоторой степени противоречит классическим экспериментам Бандуры со страхом змей и пауков), однако было зафиксировано, что под влиянием тренинга изменение веры в компетентность происходит в том же направлении, что и изменение реального поведения, т.е. увеличение веры в эффективность сопровождается реальным увеличением этой эффективности, фиксируемым независимыми наблюдателями.
Из сопоставления экспериментов Бандуры и Миельке напрашивается один вывод.
Видимо, нельзя производить оценку веры в эффективность без учета субъективной значимости ситуации и запросов, которые ситуация предъявляет индивиду. Скажем, необходимость приближаться к змеям и паукам в экспериментах Бандуры и др. могла быть значительно более значима для испытуемых, чем (оплачиваемое) публичное выступление или противостояние в дискуссии. Сам факт оплаты участия в эксперименте мог быть значимее для отдельных испытуемых, чем участие в нем. Соответственно, вероятностный характер получения вознаграждения мог оказать более существенное влияние на изменение поведения испытуемого, чем все терапевтические мероприятия авторов исследования - в том случае, если сумма воспринималась бы данным испытуемым как достаточно значимая.
Общим знаменателем для сопоставления экспериментов Бандуры и Миельке, помимо равной сложности навыков, должна была бы стать равная субъективная значимость эффективности данного поведения.
Универсализация понимания и исследования уверенности.
При формулировании собственного определения уверенности мы будем исходить из следующего:
Определения уверенности, построенные на перечислении социальных ситуаций или перечнях навыков, фиксируют внешние проявления уверенности и верны лишь для определенного, более или менее узкого круга людей, социальных слоев, культур.
Многие неуверенные в себе люди обладают всеми необходимыми навыками, но не используют их в силу каких-либо причин.
В констатации многомерности уверенности, фиксации того факта, что уверенность в себе включает эмоциональные, когнитивные и моторные компоненты, не отражена суть уверенности как таковой. Абсолютно в любом проявлении человеческой жизни присутствуют эмоциональные, моторные и когнитивные компоненты.
Существуют указания на то, что важную часть уверенности составляют самооценки индивидом собственного поведенческого репертуара и вера человека в его эффективность.
Однако в существующих определениях уверенности недоучитывается целеподчиненность этих оценок, т.е. не учитывается тот факт, что эффективным или неэффективным поведение может быть только применительно к субъективно значимой для индивида цели.
Как в существующих определениях уверенности, так и в разработанных на сегодняшний день тестах для измерения уверенности отсутствует общий знаменатель, который бы позволил сравнивать уверенность представителей разных культур и социальных слоёв.
Универсализация определения уверенности и процедур ее измерения предполагает наличие некоторой внешней переменной, относительно которой и будет пониматься или оцениваться уверенность.
По нашему мнению, таким общим знаменателем могут стать не перечни социальных ситуаций, а субъективно важные цели и потребности каждого конкретного человека. Позитивная оценка человеком собственных навыков и способностей (поведенческого репертуара) как достаточного для достижения собственных (субъективно важных) целей и удовлетворения собственных потребностей придает человеку чувство уверенности и собственно является уверенностью в себе.
Изложенные выше аргументы позволили нам предложить собственное определение уверенности, отражающее современное состояние исследований этого психологического феномена.
В соответствии с нашими представлениями, уверенностью в себе является позитивная субъективная оценка индивидом собственных навыков и способностей как достаточных для достижения значимых для него целей и удовлетворения его потребностей.
В данном определении мы выделяем два уровня психологических процессов, тесно связанных между собой. Это:
- наличие, формирование и функционирование поведенческих навыков и
- субъективное когнитивно-эмоциональное отношение индивида к этим навыкам во взаимосвязи с процессами целеполагания и жизненными ценностями.
Ни один из этих двух уровней регуляции не определяет полностью результирующей уверенности, однако недостатки одного из уровней лишь частично могут быть компенсированы либо позитивным влиянием процессов другого уровня, либо благоприятными условиями социальной среды.
Обширный поведенческий репертуар (уверенное поведение) является предпосылкой его позитивной оценки, однако не определяет полностью уверенность в себе как таковую.
Между реальным поведенческим репертуаром и его позитивной оценкой не существует однозначной связи. Человек может негативно оценивать (недооценивать) реально имеющийся поведенческий репертуар или же переоценивать собственные способности.
Однако для оценки уверенности это не имеет существенного значения. Более важным представляется то, что оценка собственного репертуара происходит на основе субъективно важных и актуальных для конкретного индивида целей и потребностей.
Предполагаемые дальнейшие направления исследования уверенности.
Сформулированное таким образом определение уверенности даёт возможность организовать ряд экспериментов по его проверке и доработке.
В ближайшие планы автора входит разработка опросника, который бы базировался на предложенном определении. В опросник будут включены утверждения, дающие обобщенную оценку собственным способностям достижения личных целей, а также оценку возможности приобретения этих способностей.
Исходя из определения можно предположить, что результаты применения созданного на его основе опросника в разных культурах дадут схожие данные. суть гипотезы состоит в том, что уверенность как субъективная оценка своих поведенческих способностей достижения личных целей одинакова в разных культурах. Способы же достижения целей , сами жизненные цели и необходимый для их достижения поведенческий репертуар в разных культурах существенно различаются. Для проверки этого предположения автор планирует организовать сравнительное исследование трех выборок из числа немцев, русских и русских, долгое время живущих в Германии. В исследовании будет использоваться новый опросник и опросники для оценки уверенного поведения.
Интерес представляют также закономерности, формирования уверенности в себе, а именно: какие процессы приводят к формированию устойчивых оценок собственных способностей; как именно самооценка способностей связана с внешними оценками (например, в школе, семье, глобальными оценками в средствах массовой информации); имеет ли значение стабильность/нестабильность внешнего социального окружения.
Предметом специального исследования может стать влияние на уверенность социальных норм достижения собственных целей, нормативные оценки самого стремления к достижению цели и удовлетворению личных потребностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Альберти, Роберт Е., Эммонс, Майкл Л. Умейте постоять за себя ! М.: Треугольник, 1993.
2. Безади Брижита, Голынкина Е.И., Тупицын Ю.Я. О месте и значении функциональной тренировки поведения в системе лечения больных неврозами. // Клинико-психоrюгические исследования групповой психотерапии при нервно-психических заболеваниях. Л., 1979. - С. 90-94.
3. Зимбардо, Филип. Застенчивость, М., Педагогика, 1991. - 208 с.
4. Аннекен, Габи, Эхельмайер, Лиц и Кесслер, Ева. Тренинг уверенности и контакта в группе. Ростов-на-Дону, 1993.
5. Baпdura, А. Self-efficacy: toward а unifying theory of behavioral chaпge. //Psyciological Review. - 1977. - № 84. - Р. 191- 215
6. Berg von, Wilfried & Zimmer, Dirk Selbstvertrauen in Konfliktsituationen. Die Anweпdung von Banduras Konzept der 'self-efficacy' auf den Bereich der sozialen Kompetenz. // Mitteilungen der DGVT. - 1981. - № 13 (1 ). - Р. 87-99.
7. Lange, A.J. & Jakubowski, Р. ResponsiЬle assertive behavior. Champaigh. 111., Research Press, 1976.
8. Lazarus, А.А. Оп assertive behavior: А brief note. //Behavior Therapy. - 1973. - № 4. - Р. 697-699.
9. Mielke, Rosemarie. Zur Selbst-Wirksamkeits-Theorie Banduras: Untersuchung der VerUnderung des Redeverhaltens und des Durchsetzungsverhaltens in der Gruppe.//Archiv f(r Psychologie,. -1986 . - № 138 (1). - Р. 39-52.
10.Salter, А. Conditioпed reflex therapy. New York: Capricorn, 1949.
11. Ullrich de Muynck, Rita & Ullrich, Rodiger Standartisierung des Selbstsicherheitstrainingss fuer Gruppen // Brengelmann, J.C. & Tunner, V. : Behavior therapy - Verhaltenstherapie, Urban & Schwarzenberg, Мuenchen, 1973. - Р. 254-259.
12. Wolpe, J. Psychotherapy bу reciprocal inhibltion, Stanford, 1958.
13. Wolpe,J. & Lazarus,A.A. Behavior Therapy Technigues, N. Y., Pergamon Press, 1966.
14. Wolpe,J.: The practice of behavior therapy, N.Y., 1969.
15. Zimmer, Dirk. Die Entwicklung des Begriffes der Selbstsicherheit und sozialen Kompetenz in der Verhaltenstherapie. //Ulrich, RUdiger & Ullrich de Muynck, Rita (Hrsg.) Soziale Kompetenz: Experimentelle Ergebnisse zum Assertiveness-Training-Programm АТР. Band 1. Messmittel und Grundlagen. Мuenchen: Verlag J. Pfeiffer, 1978.