Поведенческая терапия нарушений близких (межличностных) отношений
Тренинг специально разработан для психологов и психотерапевтов, работающих с клиентами, стремящимися улучшить отношения с друзьями, родными и близкими. Целью тренинга является формирования навыков коррекции нарушенных межличностных отношений, либо формирования новых.
- Можно ли в короткое время что-либо изменить в отношениях, которые складывались годами?
- Существует ли альтернатива силовому давлению на человека, с которым предстоит контактировать долгое время, но который упорно не хочет приспосабливаться к нашим запросам?
- Что движет нашим партнером, и можно ли изменить направление этого движения?
Обучение в рамках семинара-тренинга предлагает положительные ответы на все эти вопросы.
Вместе с участниками тренинга, используя самые современные приёмы личностно ориентированного влияния, мы разрабатываем и тренируем реальные навыки эффективного и позитивно ориентированного межличностного общения.
Основой тренинга является авторская программа «Тренинг уверенности в межличностных отношениях», выдержавшая 7 переизданий в издательстве «Речь», Ст.-Петербург.
Тренинг предполагает работу с личными запросами участников группы в отношении коррекции их собственных отношений с близкими людьми. Иными словами, в ходе тренинга параллельно решаются две задачи – обучение технологии коррекционной работы в сфере межличностных отношений и личная терапия участников группы.
Содержание работы концентрируется на приемах когнитивно-поведенческой терапии отношений с близкими людьми, направленной на ясно сформулированный запрос.
Люди, чье поведение непосредственно затрагивает наши чувства, это, прежде всего наши друзья и родственники. Если круг первых мы формируем сами, то вторые достаются нам по праву рождения, мы с ними связаны поневоле, и разрушение отношений с ними очень болезненно переживается многими и многими.
Изменения в мире, социальных нормах и правилах поведения происходят все стремительнее с каждым годом, часто увеличивая пропасть непонимания между поколениями – родителями и детьми, бабушками и внуками.
Непонимание, в свою очередь, ведет к конфликтам, часто принимающими затяжную форму, иногда приводит к полному разрыву отношений, либо к неблагоприятному для всех участвующих развитию.
В ходе нашей работы мы изучим суть этих конфликтов, их формы и типичную динамику.
Но цель нашего тренинга состоит вовсе не в том, что собрать «букет конфликтов», а в том, чтобы найти, изучить и отработать пути предотвращения межпоколенческих конфликтов, обозначить маршруты и способы выхода из этих конфликтов, приобрести навыки бесед, которые помогают найти взаимопонимание или это взаимопонимание создают.
Может ли быть так, что конфликты между поколениями вообще не возникают?
Едва ли… Последовательно меняя социальные роли, мы просто вынуждены меняться и сами. Но в какой мере изменения, происходящие в нас самих или в наших близких способствуют развитию и взаимопониманию, а в какой – тормозят и то и другое? Зависит это от наших решений, от имеющихся в запасе способов взаимодействия, и готовности к этому взаимодействию. На расширение репертуара способов общения и на формирования готовности к диалогу между поколениями и направлен наш тренинг.
Стоит сразу обозначить два фундаментальных противоречия, которые часто разрушают взаимопонимание и межличностное взаимодействие между поколениями.
Первая группа проблем часто возникает вследствие разрушающего и дестабилизирующего влияния формализации отношений, фиксации на проблемах финансовых, наследственных. Собственность, которой в разной мере обладают и по-разному пользуются разные семейные генерации, часто приводит к подозрениям, недопониманию, многочисленным деструктивным «долженствованиям». Особенно печально, когда собственность, деньги, наследство используются для шантажа – в надежде наладить нарушенные межличностные связи.
Вторая группа проблем связана с так называемой «фиксацией роли», не позволяющая расстаться с привычной ролью «капризного дитя», «строгого и все контролирующего родителя», «беспомощного старика», «отца семейства» или «маменькиного сыночка». Совершенно очевидно, что в процессе взросления всем так или иначе приходится менять свои социальные роли. Но все ли позволяют меняться окружающим, выбирая наиболее соответствующие характеру общения роли? Стройность и непротиворечивость социального атома, где каждый свободен выбирать удобную для него орбиту, не мешая одновременно другим членам семейной системы – скорее идеал, чем реальность для многих семей, теряющих массу энергии на борьбу и противостояния друг другу, но не на поиск оптимальной конфигурации жизненного развития разных поколений.