Ромек В.Г. Агрессия на экране и в жизни. (2003). Полный текст.

Ромек В.Г. Агрессия на экране и в жизни. (2003). Полный текст.

Ромек В.Г. Агрессия на экране и в жизни. // Модели СМИ и реальность жизни. Сборник статей. - Ростов н/Д: 000 "Терра". - 2003. - С. 44-48.

После выхода в свет в 1774 году романа Гёте «Страдания молодого Вертера», написанного в необычно документальной манере, как подборка писем с точными датами, по Европе прокатилась волна самоубийств на почве неразделенной любви. Молодые люди подражали не только манере одеваться юного Вертера, но и его способу решения проблемы несчастной любви. В некоторых странах церковь требовала запрета романа в силу его удивительного летального влияния на молодежь. Его продуманный и искусно представленный в литературном произведении сюжет находил свое осуществление в реальной жизни. 

Психологи нашли несколько объяснений этому факту. Первое состоит в том, что горе от смерти литературного героя и известного человека настолько велико, что их почитатели могут этого не пережить и предпочитают расстаться с жизнью. Действительно, известны случаи самоубийств (в том числе массовых) фанатичных сторонников тех или иных музыкальных групп после смерти солиста или члена группы. Это объяснение получившее название «теории тяжелой утраты», действительно применимо к ряду трагических случаев, но не может объяснить одной странной закономерности. Вызванные публикацией суициды воспроизводят довольно точно все обстоятельства описываемого случая, в реальности с большой степенью точности воспроизводится сюжет, представленный в средствах массовой информации.

Второе предположение состояло в том, что людям свойственно подражать услышанному или увиденному. В своем поведении они невольно и неосознанно воспроизводят как позитивные, так и негативные модели. 
Теория «следования модели» получила широкое распространение после публикации результатов экспериментов Aльберта Бандуры - американского психолога, изучавшего меха­низмы агрессии в подростковом возрасте. 

Ответ на вопрос о том, почему телевизионные модели имеют свойство воплощаться в реальном поведении людей, был для Бандуры достаточно очевиден. Люди просто копируют то, что видят вокруг себя. Поведение людей из окружения младенца, подростка, взрослого человека выступает моделью для подра­жания и копирования. Поведение человека в реальной жизни зависит от тех моделей, которые человек находит в средствах массовой информации, от поведения окружающих его людей. Первоначально человек копирует поведение родителей и близ­ких людей, затем - одноклассников и учителей, любимых и не­любимых телевизионных героев, начальства и политиков, суп­ругов и героев телесериалов. 

Родители и учителя передают способы поведения детям, те, в свою очередь, служат объектом моделирования для одно­классников, воплощают усвоенные модели в фильмах и теле­передачах, фиксируют накопленный опыт в книгах и учебниках. Механизмы подражания и копирования в социальной среде, с одной стороны, поддерживают ее постоянство и экономят вре­мя, которое было бы потрачено на научение методом проб и ошибок, с другой - способствуют изменению среды за счет появ­ления новых «модных», часто встречающихся форм поведения. 

Механизмы обучения на моделях не имеют встроенных эти­ческих ограничителей. Копируется любое воспринятое, доступ­ное и привлекательное поведение. Болезненное, агрессивное или асоциальное поведение копируется так же успешно, как и здоровое, просоциальное и альтруистичное. 

В одном из ранних экспериментов Альберт Бандура предла­гал детям поиграть с новыми игрушками. Дети, конечно, охотно соглашались и отправлялись в комнату для игр. Там действи­тельно была довольно забавная игрушка - фарфоровая кукла Бобо, но с ней уже играл специально обученный актер. В при­сутствии детей он издевался над куклой Бобо и избивал ее, в конечном счете совершенно куклу уничтожая. Когда агрессивная игра заканчивалась, детям выдавали новую куклу - точную копию первой. Без всяких специальных инструкций те вели с по отношению к кукле так же агрессивно, как они это ранее дели «на модели». Через три месяца детей опять пригласили поиграть с Бобо. Выученные на модели агрессивные образцы поведения оказались очень стойкими - дети опять начали битьи терзать несчастного Бобо. 

В другой из серий своих экспериментов Бандура вместо «живой» модели показывал детям видеозапись того, как а «играет» с Бобо. Эффект оказался не менее сильным. Дети до мелочей воспроизводили увиденную в телевизоре агрессивную модель. Любая публичная демонстрация агрессивных действий, таким образом, значительно увеличивает агрессивность в обществе, в том числе и случаи аутоагрессии - суицидальные и аутоагрессивные действия - употребление наркотиков, алкоголя, а также различного рода стимуляторов. Не случайно многие общества по защите прав потребителей требуют запрета на публичную демонстрацию употребления алкоголя, табака или наркотиков. 

Все было бы очень печально, если бы механизм «следования модели» касался только антисоциальных и агрессивных поступков. Но этот механизм не имеет этического измерения - он действует в отношении любых моделей, как негативных и позитивных. 

Это подтвердил эксперимент Бандуры, в котором дети играли в кегли и получали в случае успешной игры фишки. фишки они могли поменять на весьма привлекательные вещи - игрушки, сладости, канцтовары. Обученный актер играл вместе с ними, но часть фишек каждый раз, ничего специально не объясняя, опускал в кружку для пожертвований, на которой было написано: «Пожертвование в помощь бедным». Довольно быстро дети начали поступать так же. Фишки, которые для них имели вполне реальную ценность, они опускали в кружку, хотя смысл этих действий понимали не вполне. 

Спустя месяцы дети приняли участие в совершенно другой игре, но и тогда большое число фишек оказалось в кружке благотворительного фонда.

Огромную роль в механизмах обучения на моделях в человеческом обществе играют средства массо­вой информации - телевидение, радио, интернет и шоу-бизнес. Механизмы копирования широко используются в рекламных и коммерческих целях, реже - в благотворительных и образова­тельных. К сожалению, коммерческая реклама финансируется значительно лучше социальной. Свобода в масс-медиа часто приводит к тому, что с экрана подаются агрессивные и асоци­альные модели поведения в количествах, несопоставимых с просоциальными и альтруистическими. Бандура как-то под­считал, что в течение недели с экрана телевизора можно наблюдать до 70 тысяч агрессивных действий в сравнении с 1200 добрых и альтруистичных поступков. Не видя в этом особого психологического смысла, Бандура развернул массиро­ванную пропагандистскую и разъяснительную кампанию, кото­рая имела некоторый успех. Суть этой кампании состояла, ко­нечно, не во введении цензуры, ученый стремился к осознанию и пониманию журналистами очевидных психологических зако­номерностей, имеющих огромное социальное значение и суще­ственное влияние на жизнь каждого из нас. 

Год публикации
2003